Эмбриональный период развития. Этапы и стадии эмбрионального периода

На третьей неделе развития эмбриона происходит второй этап гаструляции, образуется третий зародышевый листок — мезодерма, которая даёт начало эмбриональной ткани — мезенхиме. Также формируется временный орган — аллантоис и начинается третий этап образования плаценты.

Период дробления

Сразу после слияния яйцеклетки со сперматозоидом начинается эмбриональный период онтогенеза. Образуется зигота, которая приступает к дроблению. При этом образуются бластомеры, чем больше по количеству их становится, тем меньше они по своим размерам.

Процесс дробления протекает не одинаково у представителей разных видов. Это зависит от количества питательных веществ и распределения их в цитоплазме клетки. Чем больше желтка, тем медленнее идет деление.

Дробление может быть равномерным и неравномерным, а также полным или неполным. Для человека и всех млекопитающих характерно полное неравномерное дробление.

В результате этого процесса образуется многоклеточный однослойный зародыш с небольшой полостью внутри, его называют бластулой.

Образование плаценты

Кровеносные сосуды по аллантоису прорастают к ворсинам хориона. После этого хорион присоединяется к лежащему под ним участку эндометрия (слизистой оболочки матки), формируя вместе с ним плаценту.

Основные этапы формирования плаценты завершены, далее происходит процесс погружения ворсин хориона в слизистую матки, который полностью завершится к концу 12 недели.

К концу третьей недели эмбриогенеза зародыш человека имеет длину 2 — 3 мм. Эмбрион представляет собой трёхслойную пластинку, в которой уже выделяется ось симметрии. Пластинка представлена кишечной трубкой, не полностью сомкнутой нервной трубкой и хордой.

Ольга Белоусова

Гаструляция

Слово гаструляция происходит от слова «гаструм», или желудок. Этот процесс завершается созданием многослойного зародыша, и протекает с помощью расщепления групп клеток на отдельные пластинки, они формируют зародышевые слои. Также отдельные группы клеток переселяются, или мигрируют на другое место.

Читайте также:  Для чего делают и как берут пункцию головного мозга

Гаструляция — сложный процесс, и заканчивается он на третьей неделе развития. В результате эмбриобласт, как единая группа клеток, перестает существовать – он преобразовался в зародышевые листки, мезенхиму, возникли примитивные ткани и органы будущего зародыша, образовался головной его конец, кровеносные сосуды, и примитивная хорда, как будущий осевой скелет эмбриона.

Что такое эмбриобласт? Внутренняя группа идентичных, митотически делящихся клеток в эмбрионе. Уже на самом первом этапе гаструляции эмбриобласт перестал существовать как единая клеточная группа. Одна его часть превращается в зародышевый диск, или щиток, а остальные его клетки формируют так называемую первичную внезародышевую мезенхиму.

Она стремится врасти в трофобласт, что приводит к появлению ворсинок хориона. От появления хориона до появления плаценты уже «один шаг». В дальнейшем образуется много тканей, и вспомогательных, но крайне важных образований. Появляется энтодерма и эктодерма, образуется амнион, желточный мешок и другие, так называемые провизорные органы. Финалом гаструлы является нейрула, в которой «просматривается» первичная нервная ткань и элементы рсевой дифференцировки.

Гаструляция

В заключении нужно сказать, что зародыш человека и окружающие ткани не формируют ни одного лишнего, или второстепенного органа. Не может появиться на свет полноценный, или даже ущербный ребенок без трофобласта или без эмбриобласта. Эти клеточные группировки одинаково важны для развития будущего зародыша, и можно с уверенностью заявить, что совокупно из них формируется полностью детский организм и становится возможной беременность.

Кроме всего прочего, существует и серьезная патология беременности – трофобластическая болезнь, которая может привести к гибели плода. Поэтому регулярное посещение гинеколога является обязательным условием нормальной беременности, так же как и сдача всех необходимых анализов, а в некотором случае – и выполнение таких исследований, как кариотип супругов.

Читайте также:  Лимфома Беркитта – что это такое и как лечить?

Поделиться:

Учение А. А. Ухтомского о доминанте

Доминанта – это господствующий в данный момент очаг возбуждения в нервном центре, обуславливающий работу остальных нервных центров и определяющий направленность поведенческих реакций. Физиологическую основу доминанты составляют отрицательная индукция и концентрация возбуждения. А сама доминанта является физиологической основой внимания, воли, восприятия и мышления.

Принцип доминанты допускает, что если в коре мозга одновременно возникают два очага возбуждения, то один из них оказывается господствующим (доминирующим).

Рефлексом, связанным с этим очагом в данный момент, направляется и трансформируется деятельность всего нервного аппарата.

Доминирующий очаг возбуждения характеризуется:

· 1. Повышенной возбудимостью и лабильностью;

· 2. Способностью к суммированию и накоплению возбуждения;

· 3. Торможением текущих рефлексов, встречающихся с ним;

· 4. Инерцией, т.е. способностью к длительному удержанию возбуждения после окончания раздражения.

Эти свойства нервных центров делают доминанту особым и очень важным аппаратом координации, осуществляемой нервной системой. Такая координация обусловлена появлением непродолжительных, легко сменяющих друг друга доминант. Из этого оказывается понятным основной смысл важнейшего принципа деятельности нервной системы: он заключается в возникновении на каждом этапе существования организма одного господствующего очага возбуждения в нервной системе, подчиняющего себе всю ее деятельность и определяющего приспособительный характер возникающих реакций. Все другие реакции, являющиеся менее или совсем несущественными в этот момент, тормозятся по механизму индукционных отношений между доминантным очагом и остальными участками ЦНС.

На базе доминантного очага возбуждения формируется конкретная приспособительная деятельность, ориентированная на достижение полезных результатов. Например, на базе доминантного состояния центра голода реализуется поведение, направленное на добывание пищи.

Читайте также:  Невринома слухового нерва: симптомы, диагностика, лечение

При наличии господствующего, или доминантного, очага возбуждения раздражения, поступающие в другие участки нервной системы, только усиливают доминантный очаг. Примером может быть случай, часто встречающийся в школьной практике: ученик получил плохую оценку, он расстроен и плачет, друзья успокаивают его, но это вызывает еще более безудержные слезы. Дело в том, что в данный момент в нервной системе ученика функционирует доминанта, и все раздражения только усиливают господствующий очаг возбуждения.

считал, что доминантой следует объяснить как резко меняющееся поведение человека при внешне мало изменяющейся среде, так и настойчивое повторение одного и того же образа действия в совершенно новых ее условиях.

Доминанта помогает понять механизм таких педагогических приемов, как, например, упрочение усвоенного учебного материала.

Доминанта имеет отчетливо выраженные возрастные особенности: чем младше школьник, тем она менее устойчива и тем легче может перейти в торможение. Этим объясняется отсутствие у детей усидчивости, резкие переходы от одного ритма деятельности к другому.

Итак, взаимодействие различных видов поведения строится на основе открытого принципа доминанты.