1.Основные этапы развития человека (Этапы онтогенеза; созревание детского организма Классификация возрастных периодов. Особенности возрастных критических периодов.)
Временные рамки
Нижние границы младенчества специалистами считаются и определяются по-разному:
- Одними врачами считается, что эти возрастные рамки начинаются непосредственно в момент появления дитя на свет и оканчиваются в годик. При этом внутри большого периода в 12 месяцев выделяется «подпериод», когда грудничка называют новорожденным.
- Другие специалисты выделяют первый месяц жизни в отдельный этап, малыш в эти 4 недели считается новорожденным, а с 5 недели и вплоть до года — младенцем.
Поведение младенца разительно отличается от того, как себя ведет новорожденный. Если последний почти все время проводит во сне, то у грудничка этапы бодрствования все более и более насыщаются активной деятельностью. Именно поэтому, определяя, с какого возраста отсчитывать период младенчества, специалисты приходят к мнению, что правильно будет исходить с точки 4 недель — окончания новорожденности.
- ЭТАПЫ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА ДО …
- Развитие ребенка. Периоды развития …
- Этапы развития ребенка – Клиника …
- Этапы речевого развития ребенка до 3 …
Такие возрастные рамки удобно разграничивают период адаптационного бездействия, которым в основном «занят» новорожденный в первые 4 недели, от этапа активного развития и познания дитя, длящегося 11 месяцев.
- Начало периода младенчества начинается после того, как новорожденным исполняется месяц, то есть непосредственно завершается этап новорожденности.
- Заканчивается период младенчества, когда малышу исполняется годик.
- Психологи, неврологи и педиатры делят младенчество на несколько важных этапов. Одни из специалистов разделяют этот период почти поровну, по полугодиям, другие — по кварталам, то есть по 3 месяца.
Грудничок за первый год жизни развивается колоссальными темпами, причем это касается и физиологической, и физической и психологической стороны. В первые полгода происходит словно подготовка крохи к «рекордам»: его органы налаживают свою работу, мышцы постепенно избавляются от гипертонуса, нервная система развивается, а мускулатура наращивается. Незадолго до 6 месяцев малыши начинают активно применять накопленные навыки — учатся переворачиваться, а затем и ползать, без устали общаются со взрослыми и исследуют мир вокруг себя.
ВНУТРИУТРОБНЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ
Внутриутробный этап развития продолжается в среднем 280 дней (40 нед) от момента зачатия до рождения (табл. 1-1).
Таблица 1-1. Периоды пренатального развития
Период развития | Продолжительность периода | Основные события |
Начальный (концептус) Эмбриональный (зародышевый) Фетальный (плодный) | Первые 2 нед 3-8 нед До конца беременности | Оплодотворение, дробление, имплантация Гаструляция, органогенез Плацентация |
Начальный период (концептус)
В течение 1 сут после овуляции происходит оплодотворение. Оплодотворённая яйцеклетка продвигается по маточной трубе; при этом происходит процесс дробления (наружный слой клеток — трофобласт, внутренний — эмбриобласт) и имплантация образовавшейся бластоцисты в эндометрий. Гаструляция — формирование первичных зародышевых листков — начинается в конце 2-й недели развития и характеризуется появлением у клеток способности к перемещению.
Эмбриональный период
Этот период отличается высокими темпами дифференцировки тканей, и к его окончанию (на сроке 8 нед) бывают сформированы рудименты всех главных органов и систем. В течение первых 7 нед эмбрион не проявляет двигательной активности, за исключением сердцебиений, определяемых с 4-й недели.
На 8-й неделе развития можно выявить локализованную мышечную реакцию в ответ на стимуляцию, к 9-й неделе поверхности ладоней и подошв становятся рефлексогенными, также отмечают спонтанную моторику кишечника. Масса эмбриона в это время составляет 9 г, а длина тела — 5 см. Различные заболевания и вредные привычки беременной, генные и хромосомные аномалии плода могут привести к его гибели или самопроизвольному прерыванию беременности. Неблагоприятные условия внутриутробной жизни, воздействие инфекционных агентов (вируса краснухи, цитомегаловируса, микоплазмы и др.) могут нарушить дифференцировку тканей плода, что приводит к формированию врождённых пороков развития.
Режим ребенка
Перед тем, как перейти к разговору о режиме дня младенца, полезно запомнить несколько фактов о сне детей этого возраста:
- В этот период у новорожденных 1 месяца высокая потребность во сне. Да, все дети разные — некоторые спят больше, другие — меньше. Но в целом малышам необходимо спать около 16-18 часов в сутки.
- Сон крохи в первые недели жизни не организован никаким порядком из-за физиологической незрелости мозга.
- Сейчас родителям важнее создать подходящие условия, чтобы грудной малыш быстрее привык к новому миру и к новым условиям окружающей среды. Поэтому все действия по организации режима дня ребенка будут направлены на это.
- До 4 месяцев происходит неврологическое созревание ребенка, которое необходимо для настройки сонных процессов в будущем.
- Ориентируйтесь на плановую дату родов (ПДР), а не на фактический возраст, когда хотите составить примерный режим дня грудничка.
- Малыш будет спать в любых условиях.
- Используйте разные способы успокоения: пеленание, укачивания, сон на груди, в коляске, пустышку (при грудном вскармливании только после установления лактации).
Учитывая эти факты, можно сказать, что четкий график дня в 1 месяц создать трудно.
Дневной сон
Дневные сны не будут отличаться от ночного. Днем новорожденный малыш может спать как 3-4 часа, так и 20-40 минут в один сон.
Самый длинный период сна может приходиться на день.
Как понять, когда младенец снова хочет спать? Ориентируйтесь на признаки усталости у ребенка: если он трет глазки, смотрит в одну точку, сосет палец, значит ему пора спать. Также рекомендуется не превышать время бодрствования более 50-60 минут, если предыдущий сон был больше часа. Если сон был меньше часа, столько же по времени будет и период активности крохи. Переутомление ребенка приводит к долгим укладываниям, беспокойному сну ночью и непонятному распорядку дня.
Ночной сон
Ночью сон может составлять около 7-10 часов. Малыш будет просыпаться на кормления. Если вечером ваш кроха начал безостановочно плакать в течение нескольких часов, это могут быть колики. Период колик продолжается до 6-8 недель. После кормления подержите ребенка вертикально — это поможет его пищеварению, сделайте легкий массаж животика.
- Новорожденный ребенок психомоторное …
- ЭТАПЫ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА ДО …
- Возрастные периоды развития человека
- Физическое и психомоторное развитие …
Если вы подозреваете, что плач никак не связан с коликами, обязательно обратитесь к наблюдающему искусственном вскармливании поговорите с педиатром — возможно, смена детской смеси улучшит состояние малыша.
Путаница дня и ночи
До 6-8 недель дети могут путать день с ночью из-за несформированных биологических часов.
Выносите кроху на яркий свет днем, а вечером приглушайте свет дома. Используйте ночник с теплым неярким светом ночью во время кормления и смены подгузника.
Как дать понять ребенку 1 месяца жизни, что пора начинать день или пора ложиться спать?
На помощь придут ритуалы — ежедневно повторяющиеся действия после пробуждения или отходом ко сну. С утра это может быть проведение гигиенических процедур, а в вечернее время — купание, спокойные игры, пеленание и колыбельная.
Спальное место малыша
Для профилактики СВМС (Синдрома внезапной младенческой смерти) придерживаются определенных правил при организации спального места малыша.
-
Укладывайте новорожденного всегда на спину. Это самая безопасная поза для ребенка сейчас.
-
Избегайте перегрева малыша — это опаснее для него, чем холод. Поэтому обратите внимание на температуру в комнате: она не должна превышать 21-23 градусов зимой и 25 градусов летом.
-
Ребенку необходимо спать на ровной плотной поверхности, без одеял, подушек, бамперов, игрушек и других вещей.
-
Отдельная детская до полугода, а иногда и до года не нужна — кроватка в комнате родителей — идеальный вариант для отдыха ребенка. Можно убрать одну стенку кроватки и приставить ее к постели родителей. Так кроха будет максимально близко к маме ночью, но при этом на отдельной поверхности.
Развитие девочки в месяца
Если в первый месяц жизни на сон приходилось около 17-20 часов в сутки, то сейчас уже малышка бодрствует по 20 минут в час. Она немного подросла, прибавила в весе, стала лучше координировать свои движения. К концу второго месяца у ребенка:

- улучшается зрение, он может рассмотреть предметы с расстояния от 30 сантиметров до полуметра;
- улучшается слух, поворачивает голову на звук;
- поднимает головку и некоторое время удерживает ее в вертикальном положении;
- вовсю изучает свои кулачки, подносит их к лицу, может засунуть в ротик и начать сосать кулачок или несколько пальчиков;
- узнает своих родителей, когда они подходят к кроватке, малышка начинает быстро быстро передвигать ножками и ручками, так она показывает свою радость;
- некоторые малыши уже умеют улыбаться;
- начинает гулить, произносить некоторые звуки, ей нравится собственная речь, она с удовольствием слушает свой голос.
Подробнее о том, что должна уметь девочка в 2 месяца…
Развивающие упражнения от до месяцев
Первые три месяца жизни грудничка отличаются невысокой его активностью. Но и для этого возраста есть хорошие развивающие упражнения, которыми не стоит пренебрегать.
Первый месяц
Игрушки не требуются, внимание концентрируется на родителях.
Упражнения со звуком – приближаясь к ребенку, сменяя подгузники, подмывая, разговаривайте с ним, меняя громкость и интонацию голоса. Громкие слова привлекают внимание, настораживают, а тихие наоборот убаюкивают. Зовите кроху по имени с разного расстояния и разных углов комнаты, чтобы научить отслеживать направление звука.
Фокусировка на маме – малыш должен видеть материнское лицо и запоминать его. Удерживая внимание грудничка на себе, медленно ходите влево-вправо, чтобы ребенок поворачивал за вами голову.
Наблюдение – привлеките внимание к игрушке, держа ее на расстоянии примерно 25 см от новорожденного, и неспешно водите ней в разные стороны.
Тактильные упражнения – осязание развито у грудничка лучше всего, поэтому чаще касайтесь его и позволяйте ему касаться вас. Благоприятно влияет массаж, но только после консультирования со специалистом.
Второй месяц
Малыш оживляется, что особенно заметно, когда приближается мама. Внимание уже концентрируется дольше.
Звон колокольчика – положив новорожденного на живот, позвените колокольчиком перед ним. Заинтересовавшись, малыш будет поворачиваться на этот звук, когда колокольчик будет звучать уже не перед ним, а в стороне.
Тактильные занятия – гладьте ладошки и пальцы ребенка разными на ощупь материалами для усовершенствования осязания. Хорошо подходят для таких упражнений грубая вязка, трикотаж, мех, шелк.
Наблюдение – игрушка перемещается быстрее, чем в упражнении из первого месяца. Для этого, например, можно привязать ее к резинке над постелью крохи, имитируя подпрыгивание интересного предмета.
Плаванье – придерживая аккуратно под спину или за плечи выполняется упражнение «восьмёрка». Особенно полезно при проблеме с гипертонусом мышц.
Третий месяц
Грудничок уже может сам удерживать голову, держать небольшие предметы в руках, следить за собственными руками. В этом возрасте возрастает интерес к окружению, поэтому малыш делает попытки переворачиваться.
Упражнения с фитболом (надувным мячом) – ребенка кладут животом на мячик и в разные стороны медленно покачивают.
Игра с погремушками – кроха на животе, перед ним на расстоянии несколько разных погремушек. Когда грудничок тянется к одной из них, создайте для его стоп своей опору рукой. Таким образом, ребенок попытается оттолкнуться, что важно для ползания.
Приучение к музыке – включите детскую песенку, хлопайте в ладоши в такт музыке, медленно кружите в танце.
Направление звука – поочередно вешайте на разные руки и ноги малыша трикотажный браслет с колокольчиками. Шевелясь, они будут звенеть, а малыш будет поворачивать голову, ища откуда звук.
Игры из предыдущего месяца можно также оставить, особенно массаж и интонации.
Календарь скачков развития у детей до года
Скачки роста, переживаемые грудничком на первом году жизни, можно оформить в единую таблицу – календарь:
Неделя жизни ребенка | Предполагаемое поведение грудничка в этот период |
1 – 4 | Нейтральное время, без ярко выраженных кризисов. |
5 | 1-й скачок роста. Ребенок беспокоен, требует повышенного внимания. |
6 | Благоприятное время. Ребенок улыбается, большую часть времени бодрствования пребывает в хорошем настроении. |
7 | Нейтральное время, без ярко выраженных кризисов. |
8 – 9 | 2-й скачок роста. Ребенок беспокоен, требует повышенного внимания. |
10 | Благоприятное время. Ребенок улыбается, большую часть времени бодрствования пребывает в хорошем настроении. |
11 | Нейтральное время, без ярко выраженных кризисов. |
12 | 3-й скачок роста. Ребенок беспокоен, требует повышенного внимания. |
13 | Благоприятное время. Ребенок улыбается, большую часть времени бодрствования пребывает в хорошем настроении. |
14 | Нейтральное время, без ярко выраженных кризисов. |
15 – 19 | 4-й скачок роста. Ребенок беспокоен, требует повышенного внимания. |
20 | Нейтральное время, без ярко выраженных кризисов. |
21 | Благоприятное время. Ребенок улыбается, большую часть времени бодрствования пребывает в хорошем настроении. |
22 | Нейтральное время, без ярко выраженных кризисов. |
23 – 26 | Пятый скачок роста. Ребенок беспокоен, требует повышенного внимания. |
27 – 30 | Нейтральное время, без ярко выраженных кризисов. |
31 | Благоприятное время. Ребенок улыбается, большую часть времени бодрствования пребывает в хорошем настроении. |
32 – 33 | Нейтральное время, без ярко выраженных кризисов. |
34 – 37 | 6-й скачок роста. Ребенок беспокоен, требует повышенного внимания. |
38 | Нейтральное время, без ярко выраженных кризисов. |
39 | Благоприятное время. Ребенок улыбается, большую часть времени бодрствования пребывает в хорошем настроении. |
40 – 41 | Нейтральное время, без ярко выраженных кризисов. |
42 – 46 | 7-й скачок роста. Ребенок беспокоен, требует повышенного внимания. |
47 – 48 | Нейтральное время, без ярко выраженных кризисов. |
49 | Благоприятное время. Ребенок улыбается, большую часть времени бодрствования пребывает в хорошем настроении. |
50 | Нейтральное время, без ярко выраженных кризисов. |
51 – 55 | 8-й скачок роста. Ребенок беспокоен, требует повышенного внимания. |
- Основные этапы онтогенеза
- Периоды развития ребенка — Пропедевтика …
- Особенности психомоторного развития ребенка
- Периоды развития ребенка Возрастные …
При оценке таблицы важно понимать, что периоды скачков развития не подразумевают постоянного нахождение грудничка в стрессовом состоянии. В указанный возрастной промежуток ребенок наиболее склонен к эмоциональным всплескам и зависим от окружающих обстоятельства
Знание таких периодов поможет родителям спокойно относиться к предстоящим сложностям, уверенно помогая маленькому человеку справляться с кризисом.
Сущность и основные характеристики периода новорожденности
Неонатальный период – это такой промежуток времени, когда младенец отделен от матери физически, но физиологическая связь очень сильна.
Характеристика периода новорожденности малыша имеет ряд особенностей:
– неполная зрелость систем и органов новорожденного младенца;
– значительная незрелость центральной нервной системы;
– изменения функционального, биохимического и морфологического характера;
– функциональная подвижность водного обмена;
– организм новорожденного малыша сильно подвержен воздействию внешних факторов (даже незначительные изменения могут привести к серьезным нарушениям, а физиологические процессы перетекают в патологические).
Период новорожденности характеризуется тем, что малыш практически постоянно спит. Окружение лаской, заботой, удовлетворение потребностей в еде, питье и сне взрослыми помогают выжить младенцу.
Данный период также является адаптационным к новым незнакомым условиям жизни:
– постепенно малыш начинает меньше спать, а больше бодрствовать;
– развиваются зрительная и слуховая системы;
– развиваются первые условные рефлексы (к примеру, если малыш лег на колени к матери, он знает, что нужно открыть ротик и повернуть голову).