Нормы развития ребенка от плода в животе до года новорожденного

1.Основные этапы развития человека (Этапы онтогенеза; созревание детского организма  Классификация возрастных периодов. Особенности  возрастных критических периодов.)

Временные рамки

Нижние границы младенчества специалистами считаются и определяются по-разному:

  • Одними врачами считается, что эти возрастные рамки начинаются непосредственно в момент появления дитя на свет и оканчиваются в годик. При этом внутри большого периода в 12 месяцев выделяется «подпериод», когда грудничка называют новорожденным.
  • Другие специалисты выделяют первый месяц жизни в отдельный этап, малыш в эти 4 недели считается новорожденным, а с 5 недели и вплоть до года — младенцем.

Поведение младенца разительно отличается от того, как себя ведет новорожденный. Если последний почти все время проводит во сне, то у грудничка этапы бодрствования все более и более насыщаются активной деятельностью. Именно поэтому, определяя, с какого возраста отсчитывать период младенчества, специалисты приходят к мнению, что правильно будет исходить с точки 4 недель — окончания новорожденности.

Такие возрастные рамки удобно разграничивают период адаптационного бездействия, которым в основном «занят» новорожденный в первые 4 недели, от этапа активного развития и познания дитя, длящегося 11 месяцев.

  1. Начало периода младенчества начинается после того, как новорожденным исполняется месяц, то есть непосредственно завершается этап новорожденности.
  2. Заканчивается период младенчества, когда малышу исполняется годик.
  3. Психологи, неврологи и педиатры делят младенчество на несколько важных этапов. Одни из специалистов разделяют этот период почти поровну, по полугодиям, другие — по кварталам, то есть по 3 месяца.

Грудничок за первый год жизни развивается колоссальными темпами, причем это касается и физиологической, и физической и психологической стороны. В первые полгода происходит словно подготовка крохи к «рекордам»: его органы налаживают свою работу, мышцы постепенно избавляются от гипертонуса, нервная система развивается, а мускулатура наращивается. Незадолго до 6 месяцев малыши начинают активно применять накопленные навыки — учатся переворачиваться, а затем и ползать, без устали общаются со взрослыми и исследуют мир вокруг себя.

ВНУТРИУТРОБНЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ

Внутриутробный этап развития продолжается в среднем 280 дней (40 нед) от момента зачатия до рождения (табл. 1-1).

Таблица 1-1. Периоды пренатального развития

Период развития

Продолжительность периода

Основные события

Начальный (концептус)

Эмбриональный (зародышевый)

Фетальный (плодный)

Первые 2 нед 3-8 нед

До конца беременности

Оплодотворение, дробление, имплантация

Гаструляция, органогенез

Плацентация

Начальный период (концептус)

В течение 1 сут после овуляции происходит оплодотворение. Оплодотворённая яйцеклетка продвигается по маточной трубе; при этом происходит процесс дробления (наружный слой клеток — трофобласт, внутренний — эмбриобласт) и имплантация образовавшейся бластоцисты в эндометрий. Гаструляция — формирование первичных зародышевых листков — начинается в конце 2-й недели развития и характеризуется появлением у клеток способности к перемещению.

Эмбриональный период

Этот период отличается высокими темпами дифференцировки тканей, и к его окончанию (на сроке 8 нед) бывают сформированы рудименты всех главных органов и систем. В течение первых 7 нед эмбрион не проявляет двигательной активности, за исключением сердцебиений, определяемых с 4-й недели.

На 8-й неделе развития можно выявить локализованную мышечную реакцию в ответ на стимуляцию, к 9-й неделе поверхности ладоней и подошв становятся рефлексогенными, также отмечают спонтанную моторику кишечника. Масса эмбриона в это время составляет 9 г, а длина тела — 5 см. Различные заболевания и вредные привычки беременной, генные и хромосомные аномалии плода могут привести к его гибели или самопроизвольному прерыванию беременности. Неблагоприятные условия внутриутробной жизни, воздействие инфекционных агентов (вируса краснухи, цитомегаловируса, микоплазмы и др.) могут нарушить дифференцировку тканей плода, что приводит к формированию врождённых пороков развития.

Читайте также:  Мне диагностировали ЦХРД глаза. Что это и как лечить?

Режим ребенка

Перед тем, как перейти к разговору о режиме дня младенца, полезно запомнить несколько фактов о сне детей этого возраста:

  • В этот период у новорожденных 1 месяца высокая потребность во сне. Да, все дети разные — некоторые спят больше, другие — меньше. Но в целом малышам необходимо спать около 16-18 часов в сутки.
  • Сон крохи в первые недели жизни не организован никаким порядком из-за физиологической незрелости мозга.
  • Сейчас родителям важнее создать подходящие условия, чтобы грудной малыш быстрее привык к новому миру и к новым условиям окружающей среды. Поэтому все действия по организации режима дня ребенка будут направлены на это.
  • До 4 месяцев происходит неврологическое созревание ребенка, которое необходимо для настройки сонных процессов в будущем.
  • Ориентируйтесь на плановую дату родов (ПДР), а не на фактический возраст, когда хотите составить примерный режим дня грудничка.
  • Малыш будет спать в любых условиях.
  • Используйте разные способы успокоения: пеленание, укачивания, сон на груди, в коляске, пустышку (при грудном вскармливании только после установления лактации).

Учитывая эти факты, можно сказать, что четкий график дня в 1 месяц создать трудно.

Дневной сон

Дневные сны не будут отличаться от ночного. Днем новорожденный малыш может спать как 3-4 часа, так и 20-40 минут в один сон.

Самый длинный период сна может приходиться на день.

Как понять, когда младенец снова хочет спать? Ориентируйтесь на признаки усталости у ребенка: если он трет глазки, смотрит в одну точку, сосет палец, значит ему пора спать. Также рекомендуется не превышать время бодрствования более 50-60 минут, если предыдущий сон был больше часа. Если сон был меньше часа, столько же по времени будет и период активности крохи. Переутомление ребенка приводит к долгим укладываниям, беспокойному сну ночью и непонятному распорядку дня.

Ночной сон

Ночью сон может составлять около 7-10 часов. Малыш будет просыпаться на кормления. Если вечером ваш кроха начал безостановочно плакать в течение нескольких часов, это могут быть колики. Период колик продолжается до 6-8 недель. После кормления подержите ребенка вертикально — это поможет его пищеварению, сделайте легкий массаж животика.

Если вы подозреваете, что плач никак не связан с коликами, обязательно обратитесь к наблюдающему искусственном вскармливании поговорите с педиатром — возможно, смена детской смеси улучшит состояние малыша.

Путаница дня и ночи

До 6-8 недель дети могут путать день с ночью из-за несформированных биологических часов.

Выносите кроху на яркий свет днем, а вечером приглушайте свет дома. Используйте ночник с теплым неярким светом ночью во время кормления и смены подгузника.

Как дать понять ребенку 1 месяца жизни, что пора начинать день или пора ложиться спать?

На помощь придут ритуалы — ежедневно повторяющиеся действия после пробуждения или отходом ко сну. С утра это может быть проведение гигиенических процедур, а в вечернее время — купание, спокойные игры, пеленание и колыбельная.

Спальное место малыша

Для профилактики СВМС (Синдрома внезапной младенческой смерти) придерживаются определенных правил при организации спального места малыша.

  1. Укладывайте новорожденного всегда на спину. Это самая безопасная поза для ребенка сейчас.

  2. Избегайте перегрева малыша — это опаснее для него, чем холод. Поэтому обратите внимание на температуру в комнате: она не должна превышать 21-23 градусов зимой и 25 градусов летом.

  3. Ребенку необходимо спать на ровной плотной поверхности, без одеял, подушек, бамперов, игрушек и других вещей.

  4. Отдельная детская до полугода, а иногда и до года не нужна — кроватка в комнате родителей — идеальный вариант для отдыха ребенка. Можно убрать одну стенку кроватки и приставить ее к постели родителей. Так кроха будет максимально близко к маме ночью, но при этом на отдельной поверхности.

Развитие девочки в месяца

Если в первый месяц жизни на сон приходилось около 17-20 часов в сутки, то сейчас уже малышка бодрствует по 20 минут в час. Она немного подросла, прибавила в весе, стала лучше координировать свои движения. К концу второго месяца у ребенка:

Развитие девочки в месяца
  • улучшается зрение, он может рассмотреть предметы с расстояния от 30 сантиметров до полуметра;
  • улучшается слух, поворачивает голову на звук;
  • поднимает головку и некоторое время удерживает ее в вертикальном положении;
  • вовсю изучает свои кулачки, подносит их к лицу, может засунуть в ротик и начать сосать кулачок или несколько пальчиков;
  • узнает своих родителей, когда они подходят к кроватке, малышка начинает быстро быстро передвигать ножками и ручками, так она показывает свою радость;
  • некоторые малыши уже умеют улыбаться;
  • начинает гулить, произносить некоторые звуки, ей нравится собственная речь, она с удовольствием слушает свой голос.

Подробнее о том, что должна уметь девочка в 2 месяца…

Развивающие упражнения от до месяцев

Первые три месяца жизни грудничка отличаются невысокой его активностью. Но и для этого возраста есть хорошие развивающие упражнения, которыми не стоит пренебрегать.

Первый месяц

Игрушки не требуются, внимание концентрируется на родителях.

Упражнения со звуком – приближаясь к ребенку, сменяя подгузники, подмывая, разговаривайте с ним, меняя громкость и интонацию голоса. Громкие слова привлекают внимание, настораживают, а тихие наоборот убаюкивают. Зовите кроху по имени с разного расстояния и разных углов комнаты, чтобы научить отслеживать направление звука.

Фокусировка на маме – малыш должен видеть материнское лицо и запоминать его. Удерживая внимание грудничка на себе, медленно ходите влево-вправо, чтобы ребенок поворачивал за вами голову.

Наблюдение – привлеките внимание к игрушке, держа ее на расстоянии примерно 25 см от новорожденного, и неспешно водите ней в разные стороны.

Тактильные упражнения – осязание развито у грудничка лучше всего, поэтому чаще касайтесь его и позволяйте ему касаться вас. Благоприятно влияет массаж, но только после консультирования со специалистом.

Второй месяц

Малыш оживляется, что особенно заметно, когда приближается мама. Внимание уже концентрируется дольше.

Звон колокольчика – положив новорожденного на живот, позвените колокольчиком перед ним. Заинтересовавшись, малыш будет поворачиваться на этот звук, когда колокольчик будет звучать уже не перед ним, а в стороне.

Тактильные занятия – гладьте ладошки и пальцы ребенка разными на ощупь материалами для усовершенствования осязания. Хорошо подходят для таких упражнений грубая вязка, трикотаж, мех, шелк.

Наблюдение – игрушка перемещается быстрее, чем в упражнении из первого месяца. Для этого, например, можно привязать ее к резинке над постелью крохи, имитируя подпрыгивание интересного предмета.

Плаванье – придерживая аккуратно под спину или за плечи выполняется упражнение «восьмёрка». Особенно полезно при проблеме с гипертонусом мышц.

Третий месяц

Грудничок уже может сам удерживать голову, держать небольшие предметы в руках, следить за собственными руками. В этом возрасте возрастает интерес к окружению, поэтому малыш делает попытки переворачиваться.

Упражнения с фитболом (надувным мячом) – ребенка кладут животом на мячик и в разные стороны медленно покачивают.

Игра с погремушками – кроха на животе, перед ним на расстоянии несколько разных погремушек. Когда грудничок тянется к одной из них, создайте для его стоп своей опору рукой. Таким образом, ребенок попытается оттолкнуться, что важно для ползания.

Приучение к музыке – включите детскую песенку, хлопайте в ладоши в такт музыке, медленно кружите в танце.

Читайте также:  Микроцефалия. Причины, симптомы, диагностика патологии

Направление звука – поочередно вешайте на разные руки и ноги малыша трикотажный браслет с колокольчиками. Шевелясь, они будут звенеть, а малыш будет поворачивать голову, ища откуда звук.

Игры из предыдущего месяца можно также оставить, особенно массаж и интонации.

Календарь скачков развития у детей до года

Скачки роста, переживаемые грудничком на первом году жизни, можно оформить в единую таблицу – календарь:

Неделя жизни ребенка Предполагаемое поведение грудничка в этот период
1 – 4 Нейтральное время, без ярко выраженных кризисов.
5 1-й скачок роста. Ребенок беспокоен, требует повышенного внимания.
6 Благоприятное время. Ребенок улыбается, большую часть времени бодрствования пребывает в хорошем настроении.
7 Нейтральное время, без ярко выраженных кризисов.
8 – 9 2-й скачок роста. Ребенок беспокоен, требует повышенного внимания.
10 Благоприятное время. Ребенок улыбается, большую часть времени бодрствования пребывает в хорошем настроении.
11 Нейтральное время, без ярко выраженных кризисов.
12 3-й скачок роста. Ребенок беспокоен, требует повышенного внимания.
13 Благоприятное время. Ребенок улыбается, большую часть времени бодрствования пребывает в хорошем настроении.
14 Нейтральное время, без ярко выраженных кризисов.
15 – 19 4-й скачок роста. Ребенок беспокоен, требует повышенного внимания.
20 Нейтральное время, без ярко выраженных кризисов.
21 Благоприятное время. Ребенок улыбается, большую часть времени бодрствования пребывает в хорошем настроении.
22 Нейтральное время, без ярко выраженных кризисов.
23 – 26 Пятый скачок роста. Ребенок беспокоен, требует повышенного внимания.
27 – 30 Нейтральное время, без ярко выраженных кризисов.
31 Благоприятное время. Ребенок улыбается, большую часть времени бодрствования пребывает в хорошем настроении.
32 – 33 Нейтральное время, без ярко выраженных кризисов.
34 – 37 6-й скачок роста. Ребенок беспокоен, требует повышенного внимания.
38 Нейтральное время, без ярко выраженных кризисов.
39 Благоприятное время. Ребенок улыбается, большую часть времени бодрствования пребывает в хорошем настроении.
40 – 41 Нейтральное время, без ярко выраженных кризисов.
42 – 46 7-й скачок роста. Ребенок беспокоен, требует повышенного внимания.
47 – 48 Нейтральное время, без ярко выраженных кризисов.
49 Благоприятное время. Ребенок улыбается, большую часть времени бодрствования пребывает в хорошем настроении.
50 Нейтральное время, без ярко выраженных кризисов.
51 – 55 8-й скачок роста. Ребенок беспокоен, требует повышенного внимания.

При оценке таблицы важно понимать, что периоды скачков развития не подразумевают постоянного нахождение грудничка в стрессовом состоянии. В указанный возрастной промежуток ребенок наиболее склонен к эмоциональным всплескам и зависим от окружающих обстоятельства

Знание таких периодов поможет родителям спокойно относиться к предстоящим сложностям, уверенно помогая маленькому человеку справляться с кризисом.

Сущность и основные характеристики периода новорожденности

Неонатальный период – это такой промежуток времени, когда младенец отделен от матери физически, но физиологическая связь очень сильна.

Характеристика периода новорожденности малыша имеет ряд особенностей:

– неполная зрелость систем и органов новорожденного младенца;

– значительная незрелость центральной нервной системы;

– изменения функционального, биохимического и морфологического характера;

– функциональная подвижность водного обмена;

– организм новорожденного малыша сильно подвержен воздействию внешних факторов (даже незначительные изменения могут привести к серьезным нарушениям, а физиологические процессы перетекают в патологические).

Период новорожденности характеризуется тем, что малыш практически постоянно спит. Окружение лаской, заботой, удовлетворение потребностей в еде, питье и сне взрослыми помогают выжить младенцу.

Данный период также является адаптационным к новым незнакомым условиям жизни:

– постепенно малыш начинает меньше спать, а больше бодрствовать;

– развиваются зрительная и слуховая системы;

– развиваются первые условные рефлексы (к примеру, если малыш лег на колени к матери, он знает, что нужно открыть ротик и повернуть голову).